• Блог
  • Логистика экспорта зерна

Логистика экспорта зерна

Логистика экспорта зерна

В этом году в большинстве регионов Украины в результате неблагоприятных погодно-климатических условий аграрии отчитываются о более низкой, чем ожидаемая урожайность. Однако при этом технология выращивания сельхозкультур совершенствуется и растут площади под интенсивным агропроизводством. Поэтому неудивительно, что по предварительным оценкам валовая урожайность в 2019 году будет по крайней мере не ниже, чем в прошлом году. При этом экспорт зерновых должен вырасти на несколько процентов и достичь 50-51 млн т.

К сожалению, за такими стремительными темпами роста агропроизводства до сих пор не успевает логистика. Например, в разгар сезона отечественные элеваторы способны отгружать более 700 000 тонн зерна в сутки. При этом перевозка зерна вагонами-хопперами осуществляется на максимальной мощности – не выше 120-130 тысяч тонн.

Путь зерновых от производителя к потребителю

Уже много лет в отрасли наблюдается острый диссонанс между производительностью растениеводства, зерновой логистикой и необходимостью выполнять экспортные соглашения по поставкам различных видов продукции зарубежным покупателям.

Дело в том, что география поставок продукции отечественного сельского хозяйства довольно широкая и предусматривает сотрудничество с партнерами из более 180 стран мира. Причем на первых местах по объемам транспортировки зерна находятся отдаленные Китай (9%) и Индия (7,4%). Также это неблизкие Египет, Саудовская Аравия и Иран. Значительную долю экспорта занимают Турция и страны Европейского Союза.

Если еще лет 6-7 назад можно было жаловаться на недостаток элеваторных и перевалочных мощностей как в регионах производства зерна, так и в портах, то сегодня дела в этой сфере существенно улучшилось. Фактически суммарная производительность таких инфраструктурных объектов близка к стандартной потребности в настоящее время. Это же касается и обеспеченности хозяйств современной высокопроизводительной зерноуборочной техникой, а также оборудованием для послеуборочной доработки зерна.

Благодаря этому можно утверждать, что в Украине развита инфраструктура для экспорта зерна в исходных и финальных точках, однако до сих пор существуют большие проблемы по налаживанию эффективной связи между ними.

Способы перевозки зерновых культур

Сейчас перевозка зерна по Украине осуществляется 3 способами – железнодорожным, водным и автотранспортом. Их выбор зависит от расстояния и конечной точки транспортировки. Ведущую позицию занимает перевозка зерна жд, однако за последние годы наблюдаем переориентацию на автотранспорт. Наименьшую долю в общей структуре транспортировки зерна занимает речной способ.

Перевозка железнодорожным транспортом

Железнодорожная перевозка зерновых (Украина) характеризуется стабильным дефицитом специальных вагонов-зерновозов, особенно в разгар сезона сбора тех или иных культур. Периодически «Укрзализныця» декларирует свою способность перевезти 47 млн т зерна. Это касается как поставки его в морские и речные порты, так и перевозок в соседние страны. Но, конечно, эта отрасль находится в жестком цейтноте вследствие высокой загруженности направлений и дефицита вагонов, поэтому многие компании-агропроизводители и зернотрейдеры сталкиваются с очевидными проблемами при выполнении собственных экспортных обязательств.

Тем более, что значительная часть парка отечественных вагонов-зерновозов устарела и нуждается или в капитальном ремонте, или же вообще списания в утиль.

В последние годы все больше участников рынка пытаются преодолеть проблему кардинальным образом, создавая собственный парк вагонов-зерновозов и заказывая их десятками единиц. Такой подход довольно перспективный, однако и он имеет ряд проблемных мест. Во-первых, приобретение хопперов довольно ценная инвестиция. При этом следует учесть, что мощности отечественных предприятий по производству вагонов-зерновозов не безграничны. Нередко требуется длительное время для выполнения заказа и его получения. Во-вторых, не совсем согласованными остаются вопросы самостоятельной перевозки частных вагонов с зерном от элеваторов к железнодорожным магистралям. Конечно, владельцы вагонов предпочитают не зависеть в этом вопросе от локомотивов и персонала «Укрзализныци», а стремятся как можно быстрее вывезти законтрактованную зарубежными контрагентами продукцию в порты.

В последние годы получает все большее распространение практика загрузки зерна в железнодорожные платформы контейнерным способом. То есть транспортировка зерновых культур в специальных, чаще всего, 20-тонных контейнерах. Такой подход имеет также ряд как преимуществ, так и недостатков.

С одной стороны перевозка зерна в контейнерах зарубежным покупателям гарантирует качество, обеспечивает удобство в обращении с ним и позволяет четко отделять различные партии продукции. Также, как уже упоминалось, использование контейнеров для зерна позволяет частично нивелировать дефицит вагонов-хопперов и огромную проблему перевозки урожая автомобильными магистралями, о которой речь пойдет ниже.

Но, с другой стороны, далеко не на всех элеваторах имеется техническая возможность загрузки зерна в контейнеры. Однако практически везде она так или иначе будет решена. Кроме этого, если говорить о законтрактованных партиях зерна, объемом десятки и сотни тысяч тонн, то 20-тонные контейнеры не играют в этом случае заметной роли. Это скорее технология для экспорта нишевых культур или продукции с добавленной стоимостью, например, масла или муки. Как свидетельствует официальная статистика, в контейнерах с сельхозпродукцией, направляемых на экспорт, содержится лишь 20% зерна. Все остальное – это специфическая продукция, требующая строгого контроля и имеет повышенные требования к качеству и сохранности.

Именно поэтому можем констатировать, что не существует кардинальных мгновенных решений, применение которых способно быстро исправить положение в области железнодорожных перевозок зерна с целью дальнейшей его реализации на экспорт. Вероятно рынок будет постепенно развиваться в плане накопления частными компаниями собственного парка вагонов-зерновозов. Этот процесс может затянуться на 6-7 лет.

Ситуацию могла бы улучшить реализация масштабного проекта с участием государства и крупных международных игроков, который предусматривал бы собственное обеспечение отрасли достаточным количеством вагонов-зерновозов, скажем, путем расширения мощностей по их производству. Однако для этого, конечно, нужны большие средства.

Перевозка зерновых грузов по реке

К тому же наблюдается значительное развитие в области перевозки зерновых грузов рекой. Потенциально это самый дешевый способ транспортировки грузов, который является более выгодным по сравнению с железнодорожным примерно на 10%. Речная перевозка зерна в Украине имеет потенциал, который превышает показатель более чем 15 млн т, однако по факту он намного меньше. Причиной неполной реализации потенциала этого логистического направления является необходимость осуществления масштабных работ по дноуглубление рек, в первую очередь Днепра, нехватка грузовых судов и необходимость развития речной портовой инфраструктуры в целом. Конечно, нужны немалые средства, так же как и стратегическое стремление государства к развитию этой отрасли.

Перевозка зерновых автотранспортом

Автомобильная перевозка зерна (Украина) пока остается наиболее проблемной. Не секрет, что состояние отечественных дорог, особенно в центральных и южных областях, превратилось в проблему общенационального, если не континентального значения. Украина несет огромные потери в результате плохого состояния дорог. Одной из причин этого является несоблюдение агропроизводителями правила перевозки зерновых автотранспортом по ограничению грузов, а также, конечно, недостаток средств на строительство и ремонт автодорог.

Ситуация, которая возникла в этой области, напоминает замкнутый круг. Из-за попытки снизить себестоимость перевозок и сложности преодоления ходовых маршрутов с разбитыми дорогами, много агропроизводителей сознательно нарушают правила перевозки зерновых культур – перегружают транспорт зерном. Часть их едет к элеваторам, однако немало – непосредственно к портам. Доля последних постоянно растет вследствие того, что все больше владельцев средних и даже малых аграрных хозяйств предпочитают самостоятельно экспортировать зерно. Соответственно, они вынуждены позаботиться о его поставках к портам или крупным узловым элеваторам.

Такое оживленное движение перегруженного автотранспорта сводит на нет и без того ограниченные усилия «Укравтодора», к которому в свою очередь возникают вопросы относительно качества строительства и ремонта дорог.

Как показал опыт последних лет, когда были введены жесткие ограничения массы грузового автотранспорта, эти меры дали лишь частичный эффект. Перегружены автопоезда с зерном прорываются к перевалочным комплексам или объездным дорогам, или же срабатывает коррупционная составляющая.

Вместе с тем мы должны констатировать тот факт, что если еще лет 5-6 назад в агрокомпаниях наблюдалась острая нехватка автомобилей-зерновозов, то сегодня эта проблема частично преодолена. Все больше владельцев хозяйств осознали, что наличие своего парка зерновозов существенно расширяет их возможности, снижая зависимость от сторонних компаний и удешевляя сами перевозки зерновых автотранспортом.

Вместе с тем не все хозяйства имеют возможность приобрести необходимое количество автомобилей-зерновозов. Однако в области наметились очевидные сдвиги. В частности, это касается развития отечественных предприятий-производителей платформ и прицепов, а также переориентации рынка на производство и приобретение оборудования для перевозки зерна с облегченной конструкцией.

Однако эта отрасль продолжает оставаться проблемной. И перевозка зерна автотранспортом, спрос на услуги которого стабильный, вряд ли улучшиться в ближайшем будущем.

Соответственно, наиболее эффективным путем обеспечения нормальной логистики зерновой продукции в перевалочных комплексах видится налаживание взаимовыгодных партнерских отношений с теми компаниями, возможности которых позволяют гарантировать выполнение своих обязательств. Это компании, которые давно работают на рынке, имеют элеваторные и перевалочные мощности, а также у них своевременная перевозка зерновых (Украина) в необходимых объемах осуществляется собственным транспортным парком.

Обратная связь

+380

+380
Ваш номер телефона*

Что вас интересует?

Контакты

Телефон:
Электронная почта:
Соцсети: