• Блог
  • Экспорт зерна через морские порты

Экспорт зерна через морские порты

Экспорт зерна через морские порты

Львиная доля продукции сельского хозяйства экспортируется из Украины через морские порты. Такая инфраструктурная ситуация сложилась исторически учитывая многолетнее развитие как портовой инфраструктуры, так и подъездных путей к Черному и Азовскому морям. Хотя последний фактор сегодня выглядит довольно затруднительно.

ТОП морских портов Украины по экспорту зерна

В прошлом году через украинские морские порты было отгружено около 50 млн т зерна. С начала нынешнего маркетингового сезона экспорт зерновых культур составляет более 3 млн т. За первый месяц нового МГ топовыми морскими портами по объему перевелки зерна являются Николаев, Южный и Черноморск. За весь прошлый маркетинговый год позиции остались неизменными. Первое место – Николаев (12,4 млн т), второе – Черноморск (11,4 т), третье – Южный (около 9 млн т). В пятерку крупнейших украинских морских портов входят Трансинвестсервис, Николаевский, Одесский, Черноморский и Южный.

Морские порты мира

Экспорт зерна в мире развивается стремительными темпами. Крупнейшими мировыми экспортерами являются Россия, США и Канада. Эти страны продают значительные объемы зерна в год, часть реализуют через морские перевозки. Так, крупными американскими портами является Южная Луизиана и Хьюстон. В Канаде – Ванкувер. В России зерновые перевозки осуществляют через порты Новороссийск и Приморск. Кроме того, ведущие морские порты мира находятся в КНР.

Особенности портовой отрасли

На протяжении тысячелетий отечественное зерно свозится на юг Украины. Урожай выращен преимущественно в лесостепных регионах направляется к морским портам, а оттуда развозился грузовыми судами по всему миру. До сих пор в портовых городах создана инфраструктура, которая позволяет переваливать зерновую продукцию мощностью 70 млн т и более. Для сравнения – с начала маркетингового сезона 2018/2019 из отечественных портов было отгружено более 49 млн т зерна. Поэтому инфраструктуру морских портов Украины можно назвать довольно развитой и имеющей большой потенциал для развития.

Практически во всех морских портах Украины построено зерновые терминалы для временного хранения и перевалки зерна, которая включает загрузку судов. Большая часть зерновых терминалов построена и находится во владении частных зернотрейдерских компаний или создана на условиях государственно-частного партнерства. Такая ситуация обусловлена достаточно высокой конкуренцией на рынке экспорта зерна и стремлением зернотрейдеров к максимальной автономизации своей работы на рынке.

Наряду с этим, как отмечают игроки рынка, по усредненной стоимости перевалки в пересчете за 1 тонну украинские порты пока есть более дорогими, по сравнению с европейскими. Причиной этого является не до конца доработана инфраструктура, а также отсутствие судов большого тоннажа. Как известно, чем больше емкость для груза, тем меньше усредненная цена на зерно в порту каждой тонны перевозимой продукции.

Развитие морских портов Украины

Так или иначе, морские порты в Украине находятся в постоянном развитии, а вместе с ними развивается и экспортная инфраструктура для продукции аграрного сектора в целом. Показатели деятельности (причем на фоне определенного спада!) топ морских портов Украины говорят сами за себя. Так, в период с 1 июля 2018 года по 1 июля 2019 года, экспорт зерновых через порт Николаев составляет 12,4 млн т зерна. Черноморск отгрузил на 1 млн т меньше. А в порту Южный осуществили перевалку 8,8 млн т.

Как уже упоминали, совокупные возможности отечественных терминалов для перевалки зерна позволяют обрабатывать более 70 млн т зерновой продукции. Ожидается, что с учетом реализации масштабных проектов по расширению перевалочных мощностей в морских портах нашей страны, в течение ближайших нескольких лет, этот показатель превысит 100 млн т, а то и в два раза больше, чем составляет сегодня экспорт зерна (2019).

Прогнозы

На первый взгляд такие стремительные темпы сооружения зерновых терминалов кажутся чрезмерными и преждевременными. Ведь очевидно, что в ближайшие годы украинский агробизнес не потребует перевалки такого количества зерна. Однако это не совсем так.

Во-первых, сооружая новые крупные перевалочные комплексы в морских портах инвесторы закладывают возможность расширения собственного бизнеса на будущее. Это касается как учета возможной конкурентной борьбы между мощными игроками на рынке зерна, так и необходимости обеспечить независимость собственного бизнеса от колебаний на рынке.

Во-вторых, есть все основания рассчитывать, что валовой сбор зерна будет стабильно расти, достигая европейских показателей. Если средняя урожайность ранних зерновых в ведущих аграрных странах Европы достигает 8-9 т/га, то в Украине пока данный показатель не дотягивает даже до 4 т/га. Рост возможен, причем не за счет внезапного улучшения климатических условий, а благодаря совершенствованию технологии выращивания. В частности, через подбор современных интенсивных сортов и гибридов сельхозкультур, а также оптимизацию нормы внесения минеральных удобрений. Последний фактор выглядит довольно показательно: каждый год посевы нуждаются в большем количестве минудобрений, в первую очередь азотных, что косвенно свидетельствует об увеличении производства таких азотофильних культур как пшеница и кукуруза.

В-третьих, в далекой или не очень перспективе крупнейшие морские порты Украины могли бы взять на себя функцию реэкспорта зерна из европейских стран или отдельных регионов соседних государств, которые не имеют прямого выхода к морю, например, Беларуси или Молдовы. Кроме того, наличие достаточных мощностей для хранения зерна позволила бы служить промежуточным хабом и выступать в новой роли на мировом рынке сельхозпродукции.

Сегодня

Однако все эти и другие планы на данный момент сталкиваются с без преувеличения критической ситуацией в сфере железнодорожной и автодорожной инфраструктуры в нашей стране. Имеющихся мощностей не хватает даже для того, чтобы вовремя выполнить контракты по доставке к морским портам соседних с Украиной стран Европы 45-50 миллионов тонн зерновой продукции. Недостает всего, начиная от вагонов-зерновозов и локомотивов, и заканчивая нормальными автомобильными подъездными путями к морским пунктам экспорта. В результате потенциал уже реализованных и запроектированных комплексов для перевалки зерна в морских портах Украины не может быть полностью реализован.

Впрочем, если в Украине будет наблюдаться тенденция к улучшению инвестиционного климата, а развитие агропроизводства расти такими же темпами, то не исключено, что уже в ближайшей перспективе зернотрейдеры и крупные агропроизводители обратят ключевое внимание на сухопутную инфраструктуру для перевозки зерна. Это касается прежде всего инвестиций в обновление и увеличение парка вагонов-зерновозов, проведение дноуглубленных работ на больших реках, наращивание тоннажа барж-зерновозов, строительство бетонных подъездных магистралей к портам и другие архиважные задачи.

Не исключено, что реализация новых масштабных инфраструктурных проектов, непосредственно связанных с развитием морских пунктов экспорта и перевалки зерна, будет осуществлена именно в этом направлении. Соответственно, инвесторы частично переключатся с реализации перевалочных проектов в морских портах на создание подъездной инфраструктуры. Вполне возможно, что речь пойдет о создании частных железнодорожных путей с использованием полностью частного парка локомотивов и вагонов-зерновозов. Об этом косвенно свидетельствуют тенденции последних лет.

Не менее важным в морских портах Украины является создание элеваторных мощностей для промежуточного хранения зерновой продукции, которая направляется на экспорт. В последние годы в Украине наблюдается очевидная нехватка оборудования для послеуборочной доработки и хранения зерна. Это объясняется как ростом валовой урожайности сельхозкультур, так и традиционной практикой агропроизводителей пользоваться услугами сторонних элеваторных предприятий. Нынче такой подход все больше не в состоянии удовлетворять потребности аграрных компаний, учитывая чрезмерную загруженность зерносберегающих предприятий в пиковые сезонные моменты.

В то же время по разным причинам позволить сооружение собственных больших элеваторных комплексов могут себе далеко не все агропроизводители. Кроме того, многие из них вынуждены реализовывать урожай сельхозкультур сразу же после уборки, чтобы получить средства на проведение осенней посевной, подготовки полей и инфраструктуры хозяйств до следующего сезона. Особенно это касается реализации урожая озимого рапса и частично – ранних зерновых и гороха.

Именно поэтому наличие современных элеваторных мощностей для промежуточного хранения зерна в морских портах, непосредственно положительно влияет на экспортные возможности Украины. Если в прошлом году их совокупная мощность достигала 3,5 млн т единовременного хранения, то в ближайшее время можно будет говорить о 5 млн т. Это очень важно, поскольку позволяет временно накапливать определенные партии зерна и минимизирует затраты в целом.

Экспорт зерна из Украины через морские порты усложняется из-за политической составляющей. Первой очередью это касается фактической монополизации Керченского пролива со стороны России. Вследствие этого прекрасно оснащены с инфраструктурной точки зрения современные порты в Мариуполе и Бердянске постоянно находятся в зоне риска. В частности, это привело к совокупным потерям в размере нескольких миллиардов долларов США в результате недогрузки перевалочных мощностей.

Исходя из этого, сегодня экспорт зерна в Украине частично зависит от политического положения в регионе. Однако роль Украины как мирового производителя и экспортера зерновой продукции растет с каждым годом. И она настолько весома, что любые политические факторы, которые могут повлиять на рынок, всегда будут второстепенными. Продукция сельского хозяйства Украины востребована в почти 180 странах мира. На нее рассчитывают такие мировые гиганты по численности населения как Китай, Индия и другие. Поэтому не вызывает сомнений, роль и экономическая эффективность морских портов Украины будет расти, что положительно повлияет на развитие аграрного комплекса нашего государства.

Обратная связь

+380

+380
Ваш номер телефона*

Что вас интересует?

Контакты

Телефон:
Электронная почта:
Соцсети: