• Блог
  • Зерновой терминал – масштабная инвестиция

Зерновой терминал – масштабная инвестиция

Зерновой терминал

Темпы развития аграрного комплекса Украины напрямую зависят от мощностей для экспорта зерна. Это тем более важно, учитывая ежегодный рост валового сбора зерна в Украине, который сегодня де-факто превышает показатель в 70 миллионов тонн. Есть все основания полагать, что этот показатель существенно возрастет в течение следующего десятилетия. В этом плане ведущее место занимает эффективное использование таких объектов инфраструктуры как морские зерновые терминалы. Что такое зерновой терминал? Это целостный комплекс для приемки, временного хранения и отгрузки зерновой продукции на судна-зерновоза. Современный перегрузочный зерновой терминал должен иметь универсальные характеристики для работы со всеми видами транспорта: морским, железнодорожным и автомобильным.

Количество зерновых терминалов в Украине и мире

В последние годы в Украине реализованы рекордные по масштабности проекты: строятся новые портовые терминалы Украины и расширяются действующие. Их общее количество достигает двух десятков комплексов, а суммарная мощность перевалки зерна стивидорных компаний превышает 75 млн т. Крупнейшие морские терминалы Украины сегодня способны обрабатывать от 4 до 10 млн т зерна ежегодно. Это ненамного меньше по сравнению с крупнейшими европейскими объектами аналогичного назначения. Учитывая планы по дальнейшему расширению отечественных зерновых терминалов на ближайшие годы с доведением проектной мощности таких терминалов как «ТИС-Зерно» в 15 млн т, можно утверждать, что Украина станет лидером по этому показателю.

Сколько еще нужно зерновых терминалов?

В течение последних 12 лет суммарный ежегодный объем зерна, которое обрабатывали морские зерновые терминалы Украины вырос фактически в 5 (!) раз, начиная с чуть более 10 млн т в 2007 году. Конечно, такой бум развития отрасли сопровождался интенсификацией выращивания сельхозкультур и постепенным ростом их урожайности. За достаточно обоснованными прогнозами через несколько лет можно будет говорить о гораздо большей цифре валового сбора зерна в Украине – начиная от 80 млн и заканчивая впечатляющей цифрой 100 миллионов тонн зерна.

Соответствующие прогнозы касаются и непосредственно экспорта выращенного урожая, который должен вырасти в 10-15-летней перспективе до 70-75 млн т зерна. Конечно, это потребует пристального внимания государства и бизнеса к развитию элеваторной и логистической инфраструктуры, ведущее место среди которых занимают портовые терминалы Украины. Такая работа ведется уже давно, о чем свидетельствует целый ряд масштабных инфраструктурных проектов по сооружению морских зерновых терминалов, реализованных в Украине в последние годы, прежде всего за период 2016-2018 годов.

Скажем, в 2016 году прибавилось почти 9 млн мощностей для перевалки зерна и более 400 тысяч тонн для единовременного хранения зерна. В следующем – 2017 – темпы строительства морских зерновых терминалов несколько замедлились, однако в 2018 году был сдан в эксплуатацию комплекс до 10 млн т зерна. Значительная часть таких проектов реализуется уже в нынешнем 2019 году, при этом их суммарная мощность составляет более 7 млн т. На очереди – еще ряд крупных инфраструктурных проектов аналогичного типа.

Среди новых портовых зерновых терминалов, которые были построены с нуля или же существенно расширены нужно отметить уже упоминавшийся «ТИС-Зерно», суммарная мощность которого доведена до 10 млн т, перегрузочный терминал компании «М.В. Карго» при поддержке Cargill в порту «Южный», мощностью 5 млн т, перегрузочный зерновой комплекс в порту Ольвия и довольно много других инфраструктурных объектов. Наряду с уже многочисленными речными зерновыми терминалами такое стремительное развитие отрасли дает основания надеяться, что в ближайшем будущем конкуренция отечественного экспорта зерна существенно возрастет.

За чей счет строятся перегрузочные терминалы?

Подчеркнем, что зерновой терминал – это в подавляющем большинстве случаев инвестиция для частного бизнеса, а также его сооружения нередко осуществляется на условиях государственно-частного партнерства. При эффективной организации работы это обеспечивает хорошую операционную рентабельность и расширяет возможности зернотрейдеров, лишая их зависимости от сторонних компаний и создавая условия для нормальной конкурентной среды.

Кроме этого, на материковой части Украины наблюдается острая нехватка мощностей для длительного и даже временного хранения выращенного урожая. В этом плане элеваторные мощности, которыми оснащены морские портовые терминалы позволяют значительным образом минимизировать данную проблему.

Во всяком случае компания-владелец, которому принадлежит зерновой перегрузочный комплекс, кроме прямой экономической выгоды получит ряд дополнительных преимуществ. Во-первых, это возможность не зависеть от других компаний при отгрузке зерна на экспорт. Во-вторых, подстраховать риски на случай чрезвычайной ситуации.

Морской зерновой терминал – это долгосрочная инвестиция. Впрочем, сроки ее окупаемости в ближайшие временами будут сокращаться по мере роста объемов перевалки зерна в морских портах.

Что учитывается при строительстве терминала?

Вместе с тем зерновой перегрузочный комплекс – это сложный с инженерной и эксплуатационной точки зрения объект. Он должен соответствовать целому ряду строгих требований. Это наличие или возможность прокладки железнодорожного пути и хорошего автомобильного шоссе. Это правильно спланированная инфраструктура на территории самого комплекса, которая минимизирует затраты времени и энергии. И наконец – это наличие причалов для крупногабаритных судов и необходимая глубина акватории порта.

Конечно, перечисленным выше и другим требованиям соответствуют далеко не все портовые зерновые терминалы Украины. В подавляющем большинстве случаев возникает потребность в инвестициях в создание надлежащей инфраструктуры: дноуглубленных работ, строительства причалов, подведение дополнительных железнодорожных путей, выравнивание площадок под дополнительные объекты комплексов.

Как показывает опыт строительства морских зерновых терминалов в портах во время их проектирования и сооружения не стоит ориентироваться на бюджетные пути решения задачи. При надлежащей эксплуатации и качественного технического оснащения портовые зерновые терминалы могут работать без капитальной реконструкции в течение многих десятков лет, постоянно принося своим владельцам прибыль.

Соответственно, при их сооружении существует прямой экономический смысл использовать лучшее оборудование и материалы.

Зерновой терминал как инвестиция

Соответственно, это требует солидных инвестиций, которые исчисляются сотнями миллионов долларов ежегодно. Скажем, суммарная стоимость проектов по сооружению морских зерновых терминалов в ближайшем будущем достигает почти 1 миллиарда долларов США. С одной стороны, это впечатляющие цифры, и с другой – они вполне реальны для крупных стивидорных и других компаний при наличии поддержки со стороны государства и банковского финансирования.

Также следует учитывать и очевидные риски сооружения морских зерновых перегрузочных комплексов. На сегодня к таким, очевидно, принадлежит внешнеполитический фактор в портах, расположенных в акватории Азовского моря. Поэтому неудивительно, что подавляющее большинство новых проектов по сооружению морских зерновых терминалов, сконцентрировано в портах Черного моря. Однако не только там, подтверждением чему служит расширение инфраструктуры для перегрузки зерна в Мариуполе.

Сроки окупаемости морских зерновых терминалов во многом зависят от места их расположения и наличия удобных подъездных путей, уровня технологической оснащенности объектов, а также специфики их работы. В частности, от того, занимается ли компания-владелец или совладелец зернотрейдингом.

Так или иначе, при сохранении существующей тенденции по развитию аграрной отрасли, активное расширение сети зерновых терминалов в Украине будет находиться на повестке дня в течение многих лет. При этом при достижении достаточных объемов перевалки и единовременного хранения зерна, можно спрогнозировать активную работу на направлении совершенствования инфраструктуры, рост производительности и снижение эксплуатационных расходов как конкурентных преимуществ.

Роль государства

В данном случае государственное внимание к области материализуется в сотрудничестве частных инвесторов вместе с Администрацией морских портов Украины и другими государственными организациями. Государство прямо заинтересовано в росте объемов перевалки зерна и качестве предоставления услуг, поскольку эта отрасль априори является прибыльной благодаря постоянному наличию заказов.

Следует также понимать и то, что от наличия достаточных мощностей для перевалки зерна в морских портах непосредственно зависит экономическая безопасность государства. В частности, нормальное функционирование всего аграрного комплекса Украины, ориентированного сегодня главным образом на выращивание и экспорт сырья – зерна.

Следует учитывать последний фактор при расчете экономической целесообразности строительства новых зерновых перегрузочных комплексов. Существуют основания полагать, что наряду с ростом валовой урожайности зерна на полях Украины, будут развиваться отечественные предприятия по переработке выращенной продукции. Соответственно, большая, чем сегодня экспортируется, доля зерна, будет оставаться в Украине, а затем реализовываться в виде готовой продукции: круп, макарон, растительных масел и тому подобное. Но даже в этом случае неизбежным представляется мировой рост цен на продовольствие, в частности, зерно. Именно поэтому морские зерновые терминалы всегда играть стратегически важную роль в экономике Украины.

Обратная связь

+380

+380
Ваш номер телефона*

Что вас интересует?

Контакты

Телефон:
Электронная почта:
Соцсети: